Как завершается жизненный цикл ИТ-продукта?

Недели полторы назад мы вывесили инфографику — карту жизненного цикла продукта. Там было красочно расписано — как он рождается, как развивается, как триумфально шествует и т. д.
И тут один из наших внимательных читателей (Андрей Дроздов) замечает, что в инфографике нет важного этапа — отправки продукта в сторону дома престарелых, кладбища, реинкарнации или как повезет — disposal.
И ведь он прав. Тем более, что буквально за месяц до той инфографики мы как раз переводили проводы на пенсию одного такого вялого продукта — Microsoft SQL Server 2008, с которого предлагали мигрировать в сторону молодого и мощного Microsoft SQL Server 2017.
В общем, мы озадачились, нашли и перевели статью о том, как бережно выводить ИТ-продукт с рынка.
Почти готовое руководство к действию.
Все причастные — наслаждайтесь.

С уважением,  Евгений Бартов, переводчик-маркетолог. 


 

Бывает, что по той или иной причине в жизни ИТ-продукта наступает «закат», т.е. этап планомерного прекращения его продажи и обслуживания вендором. 

Удивительно, но по закату ИТ-продукта очень мало информации. Это своего рода «белое пятно» на карте его жизненного цикла.

Метод, описанный в статье, применим к продуктам, устанавливаемым на клиентский сервер.

Закат – процесс непростой как для вендоров, так и для их клиентов. Вендорам нужно четко спланировать все этапы прекращения разработки ИТ-продукта, его технической поддержки и обслуживания пользователей.

Причины заката

Со стратегической точки зрения, причины заката ИТ-продукта просты: версия продукта устарела, или его обслуживание стало нерентабельным.

Прекращение продажи и обслуживания также может быть мотивировано реструктуризацией портфеля программных средств по причине того, что ИТ-продукт устарел, уступает по качеству другому продукту или потому, что его чрезмерная убыточность уже вредит репутации вендора. Еще могут быть причины юридического характера. Например, компания стала монополией, и на ее деятельность наложены ограничения. Или же продажа и обслуживание продукта нарушает права интеллектуальной собственности третьей стороны.

Метод реализации заката продукта

Закат состоит из четырех стадий:

  1. оценки последствий,
  2. подготовки плана постепенной реализации,
  3. предварительной стадии,
  4. финальной стадии.

Это так называемый метод прекращения продажи и обслуживания ИТ-продукта.

Рисунок 1. Метод прекращения продажи и обслуживания ИТ-продукта (все стадии реализуются владельцем продукта)

Оценка возможности прекращения продажи и обслуживания продукта

Прекращение продажи и обслуживания ИТ-продукта влияет на его пользователей, другие продукты, прибыль компании, работу группы поддержки и обслуживания. Поэтому нужно учесть следующие моменты:

  • Необходимо определить, стоит ли сохранять продукт в продуктовом портфеле и проанализировать такие показатели, как спрос и возможность его роста, прибыльность…
  • Необходимо провести анализ клиентской базы, чтобы понять, насколько продукт важен для клиентов, и насколько эти клиенты важны для компании. Ведь закат продукта может привести к потере постоянных клиентов.
  • Необходимо разработать список всех так называемых зависимых продуктов. Также, нужно уведомить специалистов, использующих зависимые продукты, так как им возможно придется искать ему замену.

Планирование

Прежде, чем прекратить продажу и поддержку продукта вендорам необходимо определить возможные альтернативы. Вот некоторые альтернативы полного отказа от продукта:

  1. Открыть исходный код. Можно бесплатно отдать исходный код сообществу разработчиков открытого ПО и собрать команду разработчиков открытого ПО, которые будут заниматься поддержкой и обслуживанием продукта.
  2. Продать менеджерам. Можно продать права на продукт группе менеджеров или важных партнеров. Они смогут работать с продуктом как независимая организация.
  3. Продать третьей стороне. Продукт и клиентские договоры можно продать третьей стороне. К ним может перейти и команда по обслуживанию ИТ-продукта (или ее часть).

На основе имеющихся альтернатив можно разработать план организационных изменений и провести юридический анализ. План будет определять, как и в какие сроки будут прекращены продажи и обслуживание продукта. Юридический анализ проводится для оценки последствий этого процесса. А последствия могут быть серьезными. Поэтому возможно придется внести изменения в обязательства перед клиентами и партнерами.

Предварительная стадия

Если решение принято в пользу прекращения продажи и обслуживания продукта, разрабатывается подробный, пошаговый план, в частности:

  • Прекращения поддержки и обслуживания продукта; прекращения продажи лицензий;
  • Принятия политики уведомления, которая поможет сократить потенциальный ущерб для организации.

Закат

Пришло время реализовать закат ИТ-продукта:

  • Если есть продукт, который может стать заменой «отмирающего» ИТ-продукта, необходимо разработать план адаптации клиентов к этому продукту. В плане будут указаны новые решения для клиентов, например, миграция на продукт-замену.
  • Необходимо прекратить продажи. Продукт должен быть изъят из прайс-листов во всех странах.
  • Продукт полностью переходит в режим «обслуживание»: он не обрастает никаким новым функционалом, за исключением актуальных обновлений.
  • Все заинтересованные стороны уведомляются согласно заранее установленным срокам.
  • Поддержка и обслуживание продукта прекращаются, как только заканчивается срок действия соглашений о технической поддержке и обслуживании.
  • Менеджер по продукту может составить «некролог».

Оригинал: https://community.ispma.org/shedding-light-on-a-blind-spot-of-product-management-ending-the-life-of-a-software-product/

Полная версия научной статьи: Slinger Jansen, Karl Michael Popp, Peter Buxmann, “The Sun also Sets: Ending the Life of a Software Product” – https://pdfs.semanticscholar.org/8623/4f8b6efca8f06f99e32b2f57eaec75620b49.pdf

Перевод подготовила:

Лорена Маткава, копирайтер, переводчик-стажёр бюро переводов «Альянс ПРО»


Мы в интернете: