Как завершается жизненный цикл ИТ-продукта?
Недели полторы назад мы вывесили инфографику — карту жизненного цикла продукта. Там было красочно расписано — как он рождается, как развивается, как триумфально шествует и т. д.
И тут один из наших внимательных читателей (Андрей Дроздов) замечает, что в инфографике нет важного этапа — отправки продукта в сторону дома престарелых, кладбища, реинкарнации или как повезет — disposal.
И ведь он прав. Тем более, что буквально за месяц до той инфографики мы как раз переводили проводы на пенсию одного такого вялого продукта — Microsoft SQL Server 2008, с которого предлагали мигрировать в сторону молодого и мощного Microsoft SQL Server 2017.
В общем, мы озадачились, нашли и перевели статью о том, как бережно выводить ИТ-продукт с рынка.
Почти готовое руководство к действию.
Все причастные — наслаждайтесь.
С уважением, Евгений Бартов, переводчик-маркетолог.
Бывает, что по той или иной причине в жизни ИТ-продукта наступает «закат», т.е. этап планомерного прекращения его продажи и обслуживания вендором.
Удивительно, но по закату ИТ-продукта очень мало информации. Это своего рода «белое пятно» на карте его жизненного цикла.
Метод, описанный в статье, применим к продуктам, устанавливаемым на клиентский сервер.
Закат – процесс непростой как для вендоров, так и для их клиентов. Вендорам нужно четко спланировать все этапы прекращения разработки ИТ-продукта, его технической поддержки и обслуживания пользователей.
Причины заката
Со стратегической точки зрения, причины заката ИТ-продукта просты: версия продукта устарела, или его обслуживание стало нерентабельным.
Прекращение продажи и обслуживания также может быть мотивировано реструктуризацией портфеля программных средств по причине того, что ИТ-продукт устарел, уступает по качеству другому продукту или потому, что его чрезмерная убыточность уже вредит репутации вендора. Еще могут быть причины юридического характера. Например, компания стала монополией, и на ее деятельность наложены ограничения. Или же продажа и обслуживание продукта нарушает права интеллектуальной собственности третьей стороны.
Метод реализации заката продукта
Закат состоит из четырех стадий:
- оценки последствий,
- подготовки плана постепенной реализации,
- предварительной стадии,
- финальной стадии.
Это так называемый метод прекращения продажи и обслуживания ИТ-продукта.
Оценка возможности прекращения продажи и обслуживания продукта
Прекращение продажи и обслуживания ИТ-продукта влияет на его пользователей, другие продукты, прибыль компании, работу группы поддержки и обслуживания. Поэтому нужно учесть следующие моменты:
- Необходимо определить, стоит ли сохранять продукт в продуктовом портфеле и проанализировать такие показатели, как спрос и возможность его роста, прибыльность…
- Необходимо провести анализ клиентской базы, чтобы понять, насколько продукт важен для клиентов, и насколько эти клиенты важны для компании. Ведь закат продукта может привести к потере постоянных клиентов.
- Необходимо разработать список всех так называемых зависимых продуктов. Также, нужно уведомить специалистов, использующих зависимые продукты, так как им возможно придется искать ему замену.
Планирование
Прежде, чем прекратить продажу и поддержку продукта вендорам необходимо определить возможные альтернативы. Вот некоторые альтернативы полного отказа от продукта:
- Открыть исходный код. Можно бесплатно отдать исходный код сообществу разработчиков открытого ПО и собрать команду разработчиков открытого ПО, которые будут заниматься поддержкой и обслуживанием продукта.
- Продать менеджерам. Можно продать права на продукт группе менеджеров или важных партнеров. Они смогут работать с продуктом как независимая организация.
- Продать третьей стороне. Продукт и клиентские договоры можно продать третьей стороне. К ним может перейти и команда по обслуживанию ИТ-продукта (или ее часть).
На основе имеющихся альтернатив можно разработать план организационных изменений и провести юридический анализ. План будет определять, как и в какие сроки будут прекращены продажи и обслуживание продукта. Юридический анализ проводится для оценки последствий этого процесса. А последствия могут быть серьезными. Поэтому возможно придется внести изменения в обязательства перед клиентами и партнерами.
Предварительная стадия
Если решение принято в пользу прекращения продажи и обслуживания продукта, разрабатывается подробный, пошаговый план, в частности:
- Прекращения поддержки и обслуживания продукта; прекращения продажи лицензий;
- Принятия политики уведомления, которая поможет сократить потенциальный ущерб для организации.
Закат
Пришло время реализовать закат ИТ-продукта:
- Если есть продукт, который может стать заменой «отмирающего» ИТ-продукта, необходимо разработать план адаптации клиентов к этому продукту. В плане будут указаны новые решения для клиентов, например, миграция на продукт-замену.
- Необходимо прекратить продажи. Продукт должен быть изъят из прайс-листов во всех странах.
- Продукт полностью переходит в режим «обслуживание»: он не обрастает никаким новым функционалом, за исключением актуальных обновлений.
- Все заинтересованные стороны уведомляются согласно заранее установленным срокам.
- Поддержка и обслуживание продукта прекращаются, как только заканчивается срок действия соглашений о технической поддержке и обслуживании.
- Менеджер по продукту может составить «некролог».
Полная версия научной статьи: Slinger Jansen, Karl Michael Popp, Peter Buxmann, “The Sun also Sets: Ending the Life of a Software Product” – https://pdfs.semanticscholar.org/8623/4f8b6efca8f06f99e32b2f57eaec75620b49.pdf
Перевод подготовила:
Лорена Маткава, копирайтер, переводчик-стажёр бюро переводов «Альянс ПРО»
Мы в интернете:
- Facebook – https://www.facebook.com/ALPROGroup/
- ВКонтакте – https://vk.com/alpro_gr
- Twitter – https://twitter.com/bartov_e
- Telegram – https://t.me/alliancepro
- Instagram – https://www.instagram.com/evgeniy_bartov/
- Яндекс.Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5b728564664c4600a9a7d6cf
- Живой Журнал – https://bartov-e.livejournal.com
- LinkedIn – https://www.linkedin.com/in/evgeniy-bartov-790b0740/detail/recent-activity/
- Подписка на е-mail-рассылку статей — в форме ниже.
Материалы обработал: Евгений Бартов
Больше контента от наших переводчиков, редакторов по ИТ/медицине смотрите на канале https://t.me/alliancepro