20 советов переводчикам от писателей

Да, это советы для писателей.

Но переводчик время от времени тоже чувствует себя, если не писателем, то соавтором текста, а, значит, часть этих советов будут ему близки по духу.

Те части, которые показались мне релевантными, я отметил красным.

С уважением, 
Евгений Бартов. 

 


 

Совет 1: «Читай все без разбора». Этим секретом успеха со мной поделился Теренс Хэнбери Уайт, автор романа «Меч в камне» и других произведений по мотивам легенд о Короле Артуре. Я же советую тем, кто хочет писать – фэнтези, научную фантастику или романы – не читать литературу в своих жанрах. Читайте все остальное, от Беньяна до Байет.

Зэди Смит

 

Совет 2: Не позволяйте никому, даже самим близким, отнимать ваше рабочее время и вторгаться в ваше рабочее пространство.

Зэди Смит

 

Совет 3: Первая треть романа – это своего рода введение. Уже в этой части читатель должен познакомиться с главными героями. А если роман остросюжетный, то и основные сюжетные линии должны быть обрисованы тут же. Вторая – развитие. Здесь сюжет и характеры героев предстают во все более развернутой форме. Последняя – завершение. В ней происходит развязка сюжета.

Майкл Муркок

 

Совет 4: Набросайте примерное содержание книги, но не придумывайте ей концовку. Пусть она станет естественным следствием описанных в ней событий.

Роуз Тремейн

 

Совет 5: Всегда носите с собой записную книжку. Серьезно – всегда. Память забывчива. Не записанная на бумаге идея может быть потеряна навсегда.

Уилл Селф

 

Совет 6: Сомневаюсь, что при наличии Интернета можно писать достойную литературу.

Джонатан Франзен

 

Не пишите на компьютере, подключенном к Интернету.

Зэди Смит

 

Совет 7: В замысловатых глаголах зачастую мало смысла.

Джонатан Франзен

 Совет 8: Читайте свои работы вслух. Только так можно оценить гармонию текста (ибо его мелодия – вещь, неуловимая для глаз; ее можно только услышать).

Диана Атхилл

 

 Совет 9: Не говори мне про свет луны; лучше покажи мне, как лунный свет мерцает в треснутом бокале.

А. П. Чехов

Совет 10: Прислушивайтесь к критике и мнению ваших проверенных временем «первых чтецов».

Роуз Тремейн

 

Совет 11: Если литературное произведениене результат пережитого автором столкновения с устрашающим и неизведанным, оно не стоит ничего, кроме денег.

Джонатан Франзен

 

Совет 12: Не поддавайтесь панике. Половина книги написана…и в этот момент меня всегда одолевает леденящий душу ужас: кажется, что написанное мной — полнейший бред; в голове кружатся издевательские комментарии, неловкие взгляды друзей, крах карьеры, безденежье, отобранный дом, развод…Но упорная работа всегда помогает мне выйти из этого состояния. Отвлекайтесь от работы. Станет полегче. Лично мне прогулка всегда помогает по-новому взглянуть на свою работу. Ну, если ничего не помогло, всегда можно помолиться. Меня всегда выручал святой покровитель писателей Франциск Сальский. Чтобы уж наверняка, можно обратиться еще и к Каллиопии – музе эпической поэзии.  

Сара Уотерс

Совет13: Жизнь писателя похожа на одиночное заключение. Если вы к нему не готовы, то и работа эта не для вас.

Уилл Селф

Совет 14: Будьте себе и редактором, и критиком. Участливым, но беспощадным!

Джойс Кэрол Оутс

Совет 15: Читатель – друг писателя, а не враг или сторонний наблюдатель.

Джонатан Франзен

 

Совет 16: Не злоупотребляйте восклицательными знаками. В прозе допустимо не больше двух-трех восклицательных знаков на 100 000 слов. Но, если вы обращаетесь с ними также умело, как Том Вульф – можете сыпать ими направо и налево.

Элмор Леонард

 

Совет 17: Запомните: если читатель говорит, что ему что-то не понравилось или показалось неуместным – чаще всего есть повод задуматься. Если уточняет, что неуместно и еще и советует, как эту неуместность исправить – его мнение почти наверняка можно пропустить мимо ушей.

Нил Гейман

 

Совет 18: Вам знакомо это омерзительное чувство собственной неполноценности и незащищенности, возникающее при осознании того, сколь вычурна ваша проза. Смиритесь: это скверное чувство с вами навсегда. С ним не справиться даже успеху и похвале. Оно – неотъемлемая часть писателя. Его должно холить и лелеять.

Уилл Селф

 

Совет 19: Главный литературный принцип: хватает наглости и уверенности в себе – твори, что хочешь (это относится не только к литературе, но и к жизни в целом). Пишите так, как считаете нужным. Честно и старательно. Думаю, других полезных принципов нет.

Нил Гейман

 

Совет 20: Я придерживаюсь одного принципа, который с натяжкой можно назвать правилом: «Faire et se taire» (Флобер). Лично я это понимают так: меньше трепа – больше дела.

Хелен Симпсон

 

Статью подготовила Лорена Маткава, копирайтер, переводчик-стажёр бюро переводов «Альянс ПРО»,

по материалам: https://www.iuniverse.com/Resources/Writing-Editing/20WritingTipsfrom12FictionAuthors.aspx