Карьерные перспективы переводчика и проект-менеджера

[Осторожно: много букв, но, надеюсь, полезных]

В прошлом году, на практике перевода в ТГУ, с одной из студенток состоялся примерно такой диалог:

— Скажите, ну вот хорошо, а есть ли у переводчика карьерные перспективы?
— Да сколько угодно. Я же, например, постоянно расту и развиваюсь.
— Ну, Вы не показатель. У вас ведь своя компания.
— Вы думаете, мне её на день рожденья подарили?
— Ну всё равно, есть масса компаний, где переводчика ни во что не ставят, поэтому там развиваться невозможно.

Ярких примеров, чтобы возразить девушке, у меня тогда не нашлось, но разговор мне хорошо запомнился.
И вот, читаю я одну умную книгу, и там автор — ну прямо в яблочко — приводит такую историю, которая вполне могла бы сойти за ненайденный мною тогда ответ. Привожу ее целиком.

 

<НАЧАЛО ИСТОРИИ>

Несколько лет я работал с организацией, возглавляемой очень динамичным человеком. Он обладал чутьем на новые веяния. Он был личностью творческой, яркой, наделенной всяческими способностями и талантами, — и всем это было очевидно. Однако его стиль управления был крайне авторитарным. Он относился к людям как к марионеткам, у которых не может быть своего мнения. С подчиненными он разговаривал примерно так: «Пойдите туда… Принесите то… Сделайте это… А теперь — вот это… Решать буду я!»

В конечном счете он настроил против себя весь управленческий персонал. Люди собирались в коридорах и жаловались друг другу на своего босса. Они обсуждали сложившуюся ситуацию очень серьезно и аргументированно, выдвигая дельные предложения, — так, словно пытались изменить сложившуюся ситуацию. Но они вели эти разговоры бесконечно, изо дня в день, перекладывая всю ответственность за происходящее с себя на своего президента и на его недостатки.

Вы не представляете, что он выкинул на этот раз, — говорил один. — На днях он явился ко мне в отдел. У меня уже все было подготовлено и спланировано, а он пришел и отдал прямо противоположное распоряжение. Все, что я делал несколько месяцев, оказалось зачеркнутым. Прямо не представляю, как теперь с ним работать. Когда он, наконец, уйдет на пенсию?

Ему пятьдесят девять, — отвечал другой. — Сможешь потерпеть еще лет шесть?

— Ну, не знаю. По-моему, он из тех, кто вообще не уходит на пенсию.

Но один из руководителей был проактивным . Он руководствовался ценностями, а не чувствами. Он был инициативен, разбирался в ситуации и предвидел развитие событий. Он не закрывал глаза на слабости президента, но вместо того, чтобы критиковать их, старался их компенсировать. Он старался сглаживать недостатки авторитарного стиля президента, выступая буфером между ним и своими подчиненными. В то же время он опирался на сильные стороны своего босса — на его  видение, талант, творческие способности. Этот работник сфокусировался на своем круге влияния . С ним тоже обращались как с марионеткой. Однако он стал делать больше, чем от него ждали. Он предвидел желания президента, старался понять, что его заботило, и, опираясь на это понимание, сопровождал традиционные доклады руководителю собственным анализом ситуации и соответствующими рекомендациями.

Однажды, пригласив меня для консультации по какому-то вопросу, президент сказал:

Стивен, я просто поражен тем, что сделал этот человек! Он не просто представил мне данные, о которых я просил, он сопроводил их дополнительными сведениями, которые мне как раз были необходимы. Он даже представил свой анализ этой информации в контексте проблем, которые меня глубоко волнуют, а также перечень своих рекомендаций. Рекомендации соответствуют анализу, а анализ соответствует фактическим данным. Замечательный работник! Какое счастье, что теперь я могу быть спокоен по крайней мере за этот участок нашей деятельности.

На очередном совещании указания типа «сделайте так» и «сделайте этак» получили все представители администрации компании… кроме одного. К этому человеку президент обратился с вопросом: «А что вы думаете по этому поводу?» Его круг влияния расширился.

Это вызвало некоторый переполох в организации. В административных коридорах реактивные умы принялись исторгать обвинения в адрес этого проактивного человека и строить планы мести.

Отличительной чертой реактивных людей является стремление уйти от ответственности. Гораздо легче сказать: «Я за это не отвечаю». Если я говорю: «Я отвечаю за это», значит, у меня была возможность сказать, что я не отвечаю. Весьма трудно признать, что, обладая возможностью выбирать собственную реакцию, я избрал такую, которая создала вокруг меня негативное, заговорщическое окружение, в особенности если многие годы я перекладывал с себя ответственность за результаты, оправдываясь чужими недостатками. Поэтому реактивные люди сфокусировались на поиске дополнительной информации и свидетельств для обоснования того, почему они ни за что не отвечали.

Но наш герой и в отношении этих людей повел себя проактивно. Мало-помалу расширялся его круг влияния и в отношении сослуживцев. Он продолжал расти до тех пор, пока практически никто в организации, включая президента, уже не мог ничего предпринять без участия или одобрения этого человека. Однако президент не воспринимал это как угрозу, поскольку сильные стороны его подчиненного дополняли его собственные сильные стороны и компенсировали слабые. Возник мощный тандем, команда.

Успех этого человека не был обусловлен обстоятельствами. Другие его коллеги находились в той же ситуации, что и он. Разница заключается в том, что он выбрал свою реакцию на эти обстоятельства, сфокусировавшись на своем круге влияния .

<КОНЕЦ ИСТОРИИ>

Что я хочу сказать — в каждой компании есть проблемы.

Каждая из этих проблем — это ваша возможность помочь компании, проявить себя, сделать себя более ценным в своих глазах и в итоге, возможность для вашего роста (не в этой компании, так в другой).

А если вы руководитель небольшого бюро, т.е. работаете на себя, а не на дядю?
Тут тоже есть возможности для роста.
У ваших клиентов — масса проблем, потому что бизнеса без проблем не бывает.
Участвуйте в решении этих проблем — большинство клиентов ценит такую помощь (сужу по нашему опыту).
И если ваша помощь действительно ценна, Вы будете обречены на карьерный рост в глазах ваших клиентов.

Извините, если закормил вас банальностям, как Демьян ухой, но я точно знаю, что многое из того, что я тут наговорил, очевидно не всем.

 

С уважением,
Евгений Бартов,
переводчик, копирайтер, маркетолог.