Про пунктуацию в маркированных и нумерованных списках

Тема, может быть, и изъезженная, но ошибки от этого в текстах встречаются не менее редко. Поэтому мы тоже решили уделить внимание вопросу пунктуации в маркированных (нумерованных) списках.

 

Маркированные и нумерованные списки (bulleted and numbered lists) помогают сделать ваш текст более понятным для восприятия. Они нужны для того, чтобы:

  • помочь читателям понять ключевую информацию уже при беглом изучении текста;
  • показать, что несколько пунктов относятся к одной категории;
  • разбить сложные отрывки текста на части.

Ниже — пример трансформации линейного текста в маркированный список, который более удобен для восприятия.

БЫЛО:

«We’ll need to be fully prepared for the mission briefing. We’ll have to make sure that the jet pack is tuned up. We should also get the sewing kit out to finish off the penguin costumes we started last week. Finally, we’ll need to dismantle the kite and pack it up as kit

СТАЛО:

«Before the mission briefing, we’ll need to complete several tasks:

  • tune up the jet pack
  • finish the penguin costumes
  • pack up the kite kit»

Как видим, в варианте «СТАЛО» текста получилось гораздо меньше, и мозг быстрее выхватывает нужную информацию.

 

Вообще, маркированные и нумерованные списки могут быть представлены не только пунктами из фраз, но также состоять из слов или даже целых предложений. Неважно, какой длины будут пункты списка, если пунктуация в нем будет использована некорректно, то все впечатление от текста будет смазано.

А ошибиться с пунктуацией очень легко — в одном месте точку поставил, а во втором забыл про этот малюсенький знак —  и все, согласованность нарушена, знаки пляшут.

 

Итак, какие же знаки препинания ставить в таких списках, когда их ставить, и о чем не следует забывать?

Во-первых, помним о знаках препинания в вводной фразе. Вводная фраза перед списком оканчивается двоеточием, если:

  • в ней содержится указание на то, что далее последует перечень;
  • список раскрывает детали того, о чем написано в вводной фразе;
  • перечень непосредственно продолжает текст.

В остальных случаях после вводной фразы ставится точка.

 

Во-вторых, не забываем о самих буллетах/нумерации (лучше использовать автоматическую нумерацию, ее проще восстановить в случае необходимости) в списке — часто случается, что в одном из пунктов необходимый элемент отсутствует — и все, связь потеряна, структура нарушена, эстетики нет и не будет.

 

КАК НЕ НАДО:

«Students will be tested tomorrow on three forms of punctuation:

colons

  • dashes
  • semicolons»

 

«Students will be tested tomorrow on three forms of punctuation:

  1. colons
  2. dashes

semicolons»

 

КАК НАДО:

«Students will be tested tomorrow on three forms of punctuation:

  • colons
  • dashes
  • semicolons»

 

«Students will be tested tomorrow on three forms of punctuation:

  1. сolons
  2. dashes
  3. semicolons»

 

Существуют различные варианты членения многоуровневых списков. Например, такой:

  • высший уровень обозначается заглавной буквой с точкой или римской цифрой с точкой (I. или А.);
  • средний уровень — арабской цифрой с точкой (1.);
  • низший уровень — маркером, строчной буквой со скобкой или цифрой со скобкой (а), 1) и т.п.).

 

Желательно, чтобы пункты списка сильно не отличались длиной —  это также сделает текст нагляднее и поможет читателю уловить смысл. Ну и, конечно, если первый элемент начинается с глагола, то в последующих должно быть то же самое. Вот пример:

«On the mission we’ll have to do the following activities:

  • go undercover
  • impersonate penguins
  • follow people
  • jump out of helicopters»

(Заметим, что для пущей наглядности (особенно в презентациях) можно использовать буллеты самых разных цветов, форм и размеров (естественно, они должны гармонировать внешне с самими слайдами).)

 

Так а что же со знаками препинания, которые встречаются после каждого пункта? В отношении этого вопроса у составителей различных руководств по стилю/ редакционных политик есть расхождения, поэтому рекомендуется заранее изучить тот документ (руководство/редполитику), на который вы будете опираться во время работы.

Обязательно выясните, что в документе говорится относительно того, какие:

  • буквы ставить в начале каждого элемента списка — строчные или заглавные;
  • знаки препинания использовать после каждого элемента;
  • знаки ставить в самом конце списка (здесь могут быть отличия от знаков, стоящих после остальных элементов).

 

К примеру, «Стилистический справочник английского языка» English Style Guide. A handbook for authors and translators in The European Commission»  справочник, который помогает работающим в Европейской Комиссии переводчикам и авторам документов единообразно составлять и оформлять тексты на английском языке), предлагает следующие варианты пунктуации:

  • никаких знаков препинания либо запятая — для списка, где нет основного (смыслового) глагола;
  • точка — для списка, в котором, как минимум один из его элементов состоит из ряда предложений;
  • во всех других случаях — точка с запятой.

 

В рекомендациях, изложенных на сайте Австралийского руководства по стилю («Style Manual. The standard for Australian Government writing and editing» (https://www.stylemanual.gov.au/format-writing-and-structure/structure/lists)), предлагается обходиться без знаков препинания вообще, за исключением точки в конце, а так же тех случаев, когда одним из элементов списка является предложение (или несколько предложений), и уже в этих случаях рекомендуется ставить точки.
 

МОЖНО ТАК:

«Our spy pens come in four colours:

  • black
  • grey
  • grey and black
  • black and white»

 

ИЛИ ТАК:

«Our spy pens come in four colours:

  • black,
  • grey,
  • grey and black,
  • black and white.»

 

Аналогично – в списках с более развернутыми элементами, за исключением того, что там вместо запятой лучше использовать точку с запятой.

МОЖНО ТАК:

 

«Our spy pens come in four colours:

  • black, with red, green, and yellow highlights
  • grey, with red, green, and yellow highlights
  • grey and black, with red, green, and yellow highlights
  • black and white, with red, green, and yellow highlights»

 

ИЛИ ТАК:

 

«Our spy pens come in four colours:

  • black, with red, green, and yellow highlights;
  • grey, with red, green, and yellow highlights;
  • grey and black, with red, green, and yellow highlights; and
  • black and white, with red, green, and yellow highlights.»

Встречаются даже варианты, когда знак препинания после каждого пункта отсутствует, но в конце стоит точка. Поэтому еще раз рекомендуем не пренебрегать правилами вашего руководства.

 

Если элементами списка становятся целые предложения, то обязательно помним о заглавной букве в начале и о точке в конце каждого пункта.

«Some advantages of technology:

  • You can message people.
  • You can learn things on the Internet.
  • You can play games.»

 

Естественно, если каждый пункт списка — полноценное вопросительное предложение, то он может завершаться и знаком вопроса (?).

«Every community needs to ask these questions:

  • Does it have first-rate people on its school board, and are they broadly representative of the community?
  • Does the board have open lines of communication to the school administration, to the teachers and to the entire community?
  • Is it getting the information it needs to make responsible decisions, both short‑ and long-range?
  • Does it have effective liaison with allied community programs: with the departments of health and welfare, with housing, private industry, transportation, and total city planning?
  • Is it doing what a board should do — setting the policy for a strong administrator responsible to it — or is it wasting its time by dabbling in administrative details?»

 

Обязательно помним про согласованность знаков препинания в списках всего текста: если в одном вы будете ставить запятые после каждого элемента, а в другом подобном списке не станете использовать знаки препинания вообще, ваш текст будет выглядеть неопрятно.

 

Списки в презентациях — это, конечно, отдельная тема, от которой современные эксперты по разработке презентаций призывают уберегать слайды. Но если вам все же очень хочется использовать список, то советуем придерживаться правил, приведенных ниже (внимательные, кстати, смогут найти ошибки в этом списке :-)).

  • Задействуйте максимум 6 пунктов в одном списке.
  • Используйте максимум 6 слов (а лучше — 1 или 2) в каждом пункте.
  • Не ставьте слайды с маркированными списками друг за другом.
  • Соблюдайте междустрочный интервал (чтоб не создать визуальную пустоту/ тесноту).
  • И да, не злоупотребляйте маркированными списками в вашей презентации.

 

Есть такое английское выражение: «Bullets kill people – don’t let bullets kill your presentation». Давайте не позволим маркированным спискам и пунктуации в них «убить» ваших читателей и смазать впечатление от всего вашего текста.

 

Информацию для вас собирала:  Ирина Мирошникова 

Используемые источники:

  • Visual Guide to Grammar and Punctuation by Sheila Dignen
  • Help Your Kids with Language Arts by Linda B. Gambrell, Susan Rowan, Dr. Stewart Savard
  • The Chicago Guide to Grammar, Usage, and Punctuation by Bryan A. Garner
  • Punctuation Revisited A Strategic Guide for Academics, Wordsmiths, and Obsessive Perfectionists by Richard Kallan
  • English Style Guide. A handbook for authors and translators in The European Commission 
    (https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/styleguide_english_dgt_en.pdf)
  • Australian Government Style Manual (https://www.stylemanual.gov.au/)
  • Death by Bullet Point by Steve Bustin (https://www.getyourvoiceheard.co.uk/useful-stuff/death-by-bullet-point)
  • Простые правила оформления списков. Юлия Щавлева (https://help.miratext.ru/blog/prostye-pravila-oformleniya-spiskov)
  • Техническое оформление текста. Как оформлять перечни? ГРАМОТА.РУ (http://new.gramota.ru/spravka/letters/83-rubric-77)