Как ладить с коллегами или о книге «Как говорить с детьми, чтобы они учились»

Пусть вас не обманывает название. Оно вроде как про учителей и учеников, но по сути книга про то, как ладить с людьми (неважно, маленькими или большими). Не побоюсь сказать, что она даст фору многим учебникам по конфликтологии от породистых бизнес-коучей.

Меня всегда интересовала эффективность учебного процесса в Школа отраслевых переводчиков «Альянс ПРО», а тут что ни фраза, то в болевую точку.

Ни секунды не пожалел потраченного времени.

Как обычно привожу цитаты — здесь их набралось 44 — которые открыли мне что-то новое (либо напомнили о хорошо забытом старом).

Книга построена из историй, рассказанных учителями, родителями и учениками — концентрат сторителлинга.

1. Все мы – продукт собственного прошлого. Мы разговариваем со своими учениками точно так же, как с нами разговаривали родители и учителя… Чтобы перейти от «Это не больно. Это всего лишь маленькая царапина» к «Да, от царапин бывает больно!», мне пришлось много работать над собой.

2. …ребенок не должен учиться у учителя, который его не любит.

3. А когда ребенка наказывают физически, … он понимает, что взрослым можно бить его, а ему бить других нельзя… пока он сам не станет взрослым!

4. Телесные наказания учат детей тому, что проблемы можно решить с помощью насилия.

5. …когда ученика постоянно критикуют и дают советы, ему трудно задуматься над своей проблемой и принять на себя ответственность.

6. «…пошаговый процесс решения проблем..

а. Узнать чувства и потребности своих учеников.
б. Резюмировать их точку зрения.
в. Высказать свои чувства и потребности.
г. Предложить ученикам устроить «мозговой штурм» вместе со мной и найти решение нашей проблемы.
д. Записать все идеи, не оценивая их.
е. Вместе решить, какие идеи стоит использовать и как это сделать.»

7. Информация должна соответствовать возрасту. Если вы говорите подростку то, что он и так знает, он воспримет ваши слова как оскорбление.

8. Давая ребенку возможность принять, отвергнуть или проанализировать ваши предложения, вы делаете его более восприимчивым к вашим мыслям и советам.

9. Задача учителя – не в выдаче «верных» ответов. Мы должны помочь детям найти верные ответы путем мыслительного процесса. Для начала можно с уважением спросить у ученика, какими соображениями продиктован его вопрос, и подвести его к более высокому уровню понимания с помощью дополнительных вопросов.

10. Если вы хотите, чтобы дети не подавляли свое творческое начало, выслушивайте все идеи, какими бы глупыми они ни казались…

11. «Как освободить учеников от навязанных ролей?

Ищите возможность сделать так, чтобы ученик увидел себя в новом свете.
Ставьте учеников в такие ситуации, в которых они могли бы увидеть себя в новом свете.
Ученики должны слышать от вас позитивные отзывы о них самих.
Моделируйте желательное для себя поведение.
Напоминайте ученикам об их прошлых достижениях.
Высказывайте свои чувства и/или ожидания.»

12. Я всегда твердила детям о праве каждой личности на собственное мнение и собственные чувства. Но на практике получалось так, что, как только дети начинали выражать свои чувства, я тут же подавляла их. Начинала спорить с ними.

13. … не стоит недооценивать степень гордости и удовольствия, испытываемых ребенком, когда он видит, что взрослый воспринимает его идеи серьезно. Если вы записываете его слова, он получает визуальное подтверждение ценности своих идей.

14. Ученик, продолжающий играть негативную роль, вовсе не обязательно стремится «достать» вас. Скорее всего, он предпочитает держаться на безопасной и знакомой территории. Прежде чем он начнет доверять вам и себе самому, придется не раз повторить ему новые слова и продемонстрировать новое поведение. Только после этого можно ожидать смены роли.

15. Взрослые часто пытаются смягчить прямые приказы словом «пожалуйста». Дети пропускают это слово мимо ушей и реагируют на приказ, бунтуя против него.

16. Когда чувства ученика отрицаются, он быстро теряет интерес к учебе. Когда негативные чувства подтверждены и поняты, ученик охотно продолжает учебу.

17. Дети не любят похвалы, связанные с оценками. Они сразу же отвергают их. Иногда они даже сознательно начинают вести себя плохо, чтобы доказать, что взрослые ошибались.

18. «Как мирно расстаться с чрезмерно разговорчивым родителем… ?

…вы должны следить за временем и предварительно сообщить ему: «Вижу, что у нас осталось всего пять минут. Вы хотите еще что-нибудь мне сказать?» Если после пяти минут разговор не прекратился, скажите: «Понимаю, что нам нужно больше времени. Давайте побеседуем по телефону или встретимся еще раз». Откройте ежедневник и запишите новую дату.»

19. …лучше потратить несколько минут на то, чтобы разобраться с чувствами своего ученика, чем потом решать проблему, которая потребует массы драгоценного учебного времени.

20. Как указать на ошибки и недостатки, не огорчив того, кого критикуешь? … Не концентрируйтесь на ошибках и недостатках, а сначала похвалите школьника за его достижения. А потом укажите на необходимые исправления.

21. Если ты хочешь хорошо учить, тебе нужны ученики, которые эмоционально готовы слушать и учиться. Цель учителя – не просто передать ученикам факты и информацию. Если мы хотим, чтобы наши ученики выросли настоящими людьми, то должны уважать и признавать их чувства.

22. …я поняла, что все мои «полезные» замечания были направлены на то, чтобы заставить дочь доставить мне удовольствие. На самом деле она должна была сама получить удовольствие от рисования. С этого момента я стараюсь не вмешиваться, когда дочка рисует.

23. … существуют и такие похвалы, которые ребенку легко принять и которые повышают его самооценку. Такая похвала состоит из двух частей. Сначала взрослый описывает то, что ребенок сделал… А потом ребенок, услышав перечисление своих достижений, хвалит себя сам, понимая, что похвала вполне заслуженна.

24. Все это очень серьезные вопросы, ответив на которые ваша дочь сможет лучше понять природу человеческих отношений. Давая ей конкретный совет, вы лишите девочку возможности получить жизненный опыт.

25. Если вы не испытываете по отношению к ребенку искренних чувств, то воспитательный процесс превратится в простую манипуляцию.

26. В определении самого умного, быстрого и яркого ученика присутствуют две проблемы. Во-первых, подобной оценкой вы мгновенно лишаете остальных учеников желания учиться. Кто-то может вообще перестать стараться.

27. …ученики не хотят искать решения своих проблем, если взрослые не признают их право на негативные чувства.

28. …между характером ученика и учительскими ожиданиями существует самая прямая и непосредственная связь…

29. Когда вы не уверены в том, полезна ваша похвала или нет, задайте себе простой вопрос: «Не начнет ли ребенок после моих слов полностью зависеть от моего одобрения?

30. Советуем вам делать паузу после начала «мозгового штурма». Пусть несколько первых идей выскажет ребенок, а не вы.

31. Будь краток, говоря о собственных чувствах. Дети внимательно слушают лишь короткие высказывания о чувствах других людей.

32. «Вместо угрозы наказания вы можете:

а. Указать способ правильного поведения.
б. Высказать свое неодобрение (без личных выпадов).
в. Высказать свои ожидания.
г. Объяснить, как ребенок может исправить ситуацию.
д. Предложить выбор.
е. Показать ребенку последствия его поведения.»

33. Похвалы, звезды и стикеры,…могут оказать единовременное воздействие, но их ценность быстро исчезает, когда ребенок понимает, что на самом деле он вовсе не особенный, не замечательный и не способный.

34. Наказание не устраняет недопустимое поведение, просто ребенок становится более осторожным в своем «преступлении». Он лучше заметает следы, его становится труднее застигнуть на месте.

35. Давая ребенку возможность принять, отвергнуть или проанализировать ваши предложения, вы делаете его более восприимчивым к вашим мыслям и советам.

36. Между чувствами и поведением детей существует прямая связь. Когда дети испытывают правильные чувства, они правильно себя ведут.

37. Мы должны воспринимать детей не такими, каковы они есть, а такими, какими надеемся их сделать.

38. Сочувственная и понимающая реакция на огорчение ученика, кивки и подтверждения помогают ребенку сосредоточиться на своей проблеме и даже самому найти решение.

39. …когда дети расстроены, они не могут сосредоточиться. Они не могут усваивать новый материал.

40. Когда человек тонет, не время давать ему уроки плавания.

41. ребенок … должен почувствовать: вы верите в то, что он сможет решить проблему, стоит лишь ему на нее указать.

42. …и награды, и наказания в течение определенного срока снижают у детей желание учиться. Лучше всего дети учатся, когда заинтересованы в овладении предметом.

43. У взрослых людей всегда бывают чувства, о которых не хочется рассказывать другим – в данный момент или всегда. Некоторые из нас предпочитают во всем разбираться самостоятельно. Дети точно такие же.

44. Остерегайтесь союза «но». Этот союз сразу же отрицает только что высказанную эмоцию и посылает сигнал: «А теперь я объясню тебе, почему твои чувства не имеют никакого значения».

Поскольку книга не от суперкоучей и бизнес-гуру, цена у нее на Ebooks on LitRes.ru весьма скромная — 200 руб.

Шер, лайк, коммент.

С уважением,
Евгений Бартов,
переводчик, копирайтер, маркетолог,
руководитель ГК «Альянс ПРО»