Структура white paper: что встречается часто? Что хорошо работает?

White paper или white book – белая книга – сложный вид копирайтинга. Нам неизвестны правила того, как правильно структурировать работу над таким документом, но есть несколько рекомендаций. Они ниже. 

 

Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay 

Начнем с определений

Поиск информации о структуре белых книг начался с самого простого: определений. Merriam-Webster, к примеру, утверждает, что белая книга – это, по сути, доклад из уважаемых источников (например, от правительства).

Но мы-то в копирайтинге знаем, что такой доклад зачастую является инструментом маркетинга. Определение Merriam-Webster может включать в себя маркетинговые белые книги, но мне хотелось бы более четкого описания.

Есть на просторах интернета блог thatwhitepaperguy.com. Он очень помогает разобраться в том, что такое белая книга. Создатель блога, Гордон Грэм, работал над многими сотнями белых книг, так что доверять этому источнику можно, особенно если его сверять с другими.

Гордон Грэм подтверждает наши опасения, заявляя, что определений белой книги очень много: они меняются при необходимости. По мнению автора, чаще всего белой книгой называется работа, которая использует факты и логические приемы, чтобы доказать какую-то точку зрения или поддержать какой-то продукт/услугу. Очень часто такие работы описывают продукт или услугу, указывают на возможное решение какой-то проблемы или просто предоставляют информацию, которая важна заказчику.

Изучаем white paper

Стало быть, цели создания белых книг разнообразны. Что это значит для их структуры? Скорее всего, то, что структура также будет разнообразна.

Гордон Грэм с этим согласен. Он предоставляет некоторые рекомендации о работе над белой книгой, а также подчеркивает важность некоторых элементов (об этом ниже), но конкретной структуры не предлагает.

Чтобы получить лучшее представление о структурах уже существующих белых книг, мы собрали несколько их вариантов. Помогали нам Google Scholar, а также Microsoft. Получилась такая подборка.

  • В открытом доступе находится доклад Ассоциации Рентгенологов Канады об использовании искусственного интеллекта в рентгенологии, который сами авторы назвали белой книгой.
  • Доклад о биткоинах, который изначально опубликовали в 2008 году, тоже является белой книгой. Гордон Грэм даже считает его самой влиятельной белой книгой за всю историю белых книг и анализирует его очень подробно.
  • Доклад о навыках, связанных с работой в облачных хранилищах данных, и их влиянии на карьеры профессионалов в области информационных технологий.
  • Доклад о сетях в облачной платформе Microsoft Azure.

Первое, что можно заметить, анализируя эту подборку – все работы очень разные. Первые две из них были опубликованы в научных журналах, поэтому оформление у них минимальное. Третья работа похожа на них, но в научном журнале опубликована не была, а вот четвертая больше всего похожа на белую книгу по определению Гордона Грэма – структура и оформление у нее очень привлекательные и созданные для удобства читателя. Давайте рассмотрим все эти доклады поближе.

Авторы первой статьи – опубликована Elsevier’ом, очень известным издательским домом, публикующим огромное количество научных работ

Первая статья имеет аннотацию, введение и заключение, а также несколько рекомендаций. В остальном – это очень сухой доклад с 59 источниками и несколькими диаграммами, призванный указать термины, связанные с искусственным интеллектом в рентгенологии, и обратить внимание на эту тему. Мы это знаем, потому что в статье указаны ее цели.

Аннотация второй статьи

У второй статьи также есть аннотация, введение и заключение, а в остальном – это описание основной информации о биткоинах с диаграммами и вычислениями. Источников совсем немного – восемь – но они есть.

Аннотация третьей статьи

У третьей статьи аннотация есть, хотя она и названа executive summary, что часто встречается в докладах на английском языке. У научных работ аннотация – это обычно abstract. Вместо введения у этой белой книги – обзор ситуации, но заключение имеется. Также есть некоторые иллюстрации и графики. Источников нет.

Обложка четвертой статьи

Четвертая статья имеет привлекательную обложку, оглавление, список иллюстраций и введение. Заключения как такового нет, а также нет источников, хотя есть ссылки на дополнительную информацию по теме.

Выводы

Каковы же выводы, которые можно сделать их этого анализа?

Первое – какой-то единой структуры для белых книг, к сожалению, нет. Второе – структура белой книги зависит от ее назначения. Если это почти что научная статья – структура будет более строгой и, скорее всего, потребуются источники, введение и заключение, графики, а может и вычисления. Если статья для маркетинга, вероятно, структура будет более податливой. Можно будет даже обойтись без заключения, если необходимо.

Кое-какие общие черты у статей есть, и их подтверждает Гордон Грэм. Во-первых, очень важна аннотация. Во-вторых, хотя общей структуры не существует, структура самой работы должна быть очень четкой. И то, и другое требуется, чтобы было удобно читать доклад.

Структура четвертой статьи

Ну и последнее — Гордон Грэм очень рекомендует проводить хорошее исследование перед написанием доклада. Так что список литературы вообще-то не помешает. А как его составить мы расскажем в следующий раз.

 

 

Редактура: Евгений Бартов

Текст: Корюкова Акулина, медкопирайтер и медпереводчик бюро