В онлайне – можно, в реале – ни-ни или двойной стандарт приватности
Оригинал статьи: http://www.securitybistro.com/?p=7827
Автор: Линда Мастхэйлер (Linda Musthaler)
Вольный перевод: мой

Недавно в New York Times появилась публикация о том, что в магазинах все чаще и чаще используются различные технологии слежения за движениями и проявлениями интереса покупателей, физически находящихся на территории розничного магазина.   В этой же публикации есть и видео, где показано, как реализуются эти технологии.

В магазинах используется сигнал Wi-Fi, исходящий от мобильных телефонов покупателей, что позволяет отслеживать, где именно в магазине находится тот или иной человек, а также как долго он  стоит у той или иной витрины.  Объединив эту технологию с технологией видеонаблюдения и распознавания лиц,  можно судить о реакции покупателя на товар и даже об его настроении во время покупок.  Например, легкое вскидывание бровей при взгляде на товар может указывать на реальный интерес покупателя к этому товару.

Руководители розничных магазинов говорят, что им нужны эти технологии и аналитика, чтобы более качественно обслуживать потребности покупателей, а также чтобы улучшить мерчендайзинг (грубо говоря – наука о правильной расстановке товаров) и, соответственно, увеличить объем продаж.  Несомненно, что магазины пытаются найти причины потери своей доли рынка с тем, что они все чаще и чаще используются для т.н. «шоуруминга» (англ. showrooming) — нового покупательского тренда, где покупатель, найдя что-то интересное в одном магазине, с помощью сервисов сравнения товаров на своем смартфоне ищет тот же самый товар в других, обычных или интернет-магазинах, и затем покупает его у конкурентов.

По факту, обычные магазины просто делают ответный ход в отношении интернет-магазинов, которые имеют возможность следить за действиями и проявлением интереса своих посетителей через движения и щелчки мышки.  Веб-сайт может помочь в определении интереса покупателя к тому или иному товару, наблюдая за тем, сколько времени человек проводит на странице с описанием этого товара, читает ли он отзывы других покупателей о товаре и т.д.  Если не считать технологию распознавания лиц, то с помощью кук (cookie) интернет-магазинами собирается практически та же самая информация, что и обычными магазинами.

И вот здесь мы натыкаемся на странность, которую можно назвать двойным стандартом:  покупатели, судя по всему, не против, чтобы интернет-магазин собирал о них такую информацию, но если то же самое пытается сделать обычный магазин — то он сразу становится в глазах покупателей злостным нарушителем их прав на неприкосновенность частой жизни (приватность).  Компания Nordstrom в свое время пробовала использовать технологии наблюдения внутри магазинов, причем она даже вывешивала в магазине предупреждение об этом, но все равно это не спасло ее от жалоб покупателей.  Как сказал один из жалующихся — «это уже явный перебор». Когда в одной кофейне попытались использовать эти технологии, один из клиентов заметил, что «мерзость заключается не в том, что нарушается приватность, а в том, насколько изощренно они могут использовать полученную информацию».  Что-то мне подсказывает, что этот товарищ никогда не сталкивался с рекламой, которая следует (или точнее – ПРЕследует) посетителя после того, как он побывал в одном интернет-магазине и перешел в другой.

А может быть это просто вопрос восприятия приватности в цифровом и реальном мире?  Или может нынешнее общество, в конце концов, смирилось с тем, что в Интернете ничего нельзя скрыть, а потому о приватности в нем и речи быть не может?  Хотя вряд ли, иначе откуда бы взялась такая негативная реакция на откровения АНБ о том, что оно собирает метаданные с мобильных телефонов.  Вероятно, многие люди просто еще не осознают того, насколько много информации они сообщают о себе при выполнении любых действий в Интернете.  Опять же, как быть с покупателями в обычных магазинах?  Ведь это же общественные места, а потому — с чего возникла мысль, что информация о мимике и передвижении по магазину является частной и неприкосновенной?  В конце концов, любой человек в магазине может наблюдать за этими действиями, неважно — с использованием камер наблюдения и устройств для слежения или без них.

Кстати, любопытный момент – в публикации New York Times есть интересный комментарий, что люди не прочь торгануть своей приватностью в обмен на скидочку или бонус.  Одна посетительница, которая даже не знала о том, что магазин может наблюдать за ней, сказала, что «она была бы счастлива, если бы на ее телефон сразу приходил соответствующий скидочный купон».  Только вот откуда бы взяться этому купону, если магазин не будет знать, где она находится, чем она заинтересовалась, а также ее адрес или номер ее телефона???


Добавить комментарий facebook


Добавить комментарий